Комплексная программа развития лидеров "Семь вершин"
«Семь вершин» - комплексная программа развития лидерских качеств для старших лидеров и высокопотенциальных руководителей.

Цели программы
- Развитие лидерского сознания, лидерских качеств, формирование устойчивой осознанной лидерской позиции у участников программы, а кроме этого
- Формирование культуры роста и развития, единого понятийного поля и языка на верхнем уровне управления компании
Что в программе
- Основой программы являются 7 важнейших тем лидерской повестки
- В качестве метафоры программы выбрана тематика покорения горных вершин. В альпинизме покорение семи высочайших гор на всех континентах является высшим достижением. В этой программе мы совершим экспедиции к вершинам семи лидерских тем
Путешествие будет непростым, но интересным.
Но мы дойдём.
Станем командой.
И каждый найдет себя.












Структура программы развития лидерства
Брать вершины очень просто — надо только все время идти вверх.
Вершина 1. Гора Косцюшко (Австралия) 2’228 м.
Стартовый модуль программы «Семь вершин» раскрывает основную идею курса: развитие результативного лидерства в бизнесе.
Цели модуля
- Выработка и закрепление договоренностей в группе об участии в программе
- Понимание лидерства как необходимого атрибута успеха в бизнесе и требований к лидеру
- Оценка лидерских качеств каждого участника программы, осознание персонального лидерского потенциала и точек роста
Результат модуля
- Постановка целей и формирование плана развития лидерства в ходе программы каждым участником
День 1 | День 2 |
•Знакомство. Цели программы развития «Семь вершин». | Мой путь в управлении и лидерский потенциал. Анализ и актуализация собственных сильных сторон. |
•Организационный и персональный контекст развития руководителей. Содержание и форматы программы «Семь вершин». Выработка договоренностей. | Мои области роста. Типичные проблемы руководителей. Модель «11 деструкторов». Анализ собственных областей роста и необходимостей изменений. |
•Лидерская позиция. Лидеры и ведомые. Факторы успеха и неуспеха лидеров. Оценка лидерских качеств. Развитие как основа для роста. Работа с персональным планировщиком развития. | Драйверы моей мотивации. Важность мотивации в процессе развития. Ключевые мотивационные факторы. |
•Видение лидера и его место в процессе развития. Практикум выработки персонального видения. | Действия по развитию. Упражнение «Круг развития». Работа в группе по формированию банка развивающих действий. |
•Матрица лидерских целей. Формирование блока персональных лидерских целей. Обратная связь и корректировка. | Персональные лидерские обязательства. Формирование плана действий. Закрепление ответственности. Следующие шаги. Обратная связь в группе. Подготовка планировщиков к дальнейшей работе. Подведение итогов модуля. |
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПЛАНИРОВЩИК РАЗВИТИЯ
- Визуальный инструмент, который используется в программе развития «Семь вершин»
- Персональная дорожная карта развития
- Формируется в ходе первого модуля программы «Код лидерства. Рост через изменения»
- Источники информации: оценочные инструменты, обратная связь, самооценка, диалоговая работа в ходе модуля
- Участники работают с персональным планировщиком в ходе всей программы
Вершина 2. Массив Винсона (Антарктида) 4’892 м.
Эмоциональный интеллект (EQ) является одним из важнейших компонентов успешного лидера.
Цели модуля
- Понимание структуры EQ
- Оценка собственного уровня эмоционального интеллекта
- Освоение инструментов и техник управления своими эмоциями и проявления EQ при взаимодействии с другими людьми
Развиваемые навыки
- Понимание своих эмоций
- Управление эмоциональными реакциями
- Социальная чуткость
- Формирование продуктивного эмоционального климата
День 1 | День 2 |
•Базовый лагерь. Обзор тем первого модуля. Оценка прогресса. Вопросы / ответы / обратная связь. Модуль 2 – настройка. | •Рациональный и эмоциональный контексты взаимодействия. Социальная чуткость. Распознавание и понимание эмоций других людей. Эмпатия и лидерство. |
•Базовые эмоции человека. Эволюционная и биохимическая природа эмоций. Эмоциональный интеллект – история, компоненты и связь с лидерством. Анализ персонального отчета EQ. | •Эмоциональное влияние на других людей. Действия лидера по созданию продуктивного эмоционального климата. Решение сложных эмоциональных ситуаций. |
•Мои эмоции – самоосознание. Матрица «4 квадранта эмоций». Целевые квадраты лидера. Эмоции и настроение. Эмоциональные триггеры. | •Шесть стилей эмоционального лидерства (МакКлелланд-Гоулман) и их применимость. Управление климатом в группе. |
•Влияние эмоций лидера на окружение. Саморегуляция. Техники управления разрушающими эмоциями. | •Моя лидерская история. Эмоциональное наследие лидера. Связь с персональным видением. |
•Эмоциональная профилактика. Причины выгорания и методы предотвращения. Развитие устойчивых ресурсных эмоциональных состояний | •Работа в связке. Персональное планирование и обратная связь. Разбор экспедиции и извлеченные уроки. Следующие шаги. |
ОТЧЕТ «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ»
- Персональный отчет «Эмоциональный интеллект» помогает оценить развитость компонентов EQ
- В отчете рассматривается способность чувствовать, понимать и эффективно применять силу эмоций и проницательность с тем, чтобы способствовать высокому уровню сотрудничества и результативности.
- В структуре отчета – самоосознание, саморегуляция, мотивация, понимание других людей, влияние на других людей
- Отчет содержит рекомендации по развитию каждого из компонентов эмоционального интеллекта
Вершина 3. Гора Эльбрус (Европа, Большой Кавказ, Россия) 5’642 м.
Модуль даст возможность обогатить персональный лидерский инструментарий для эффективной коммуникации, индивидуально и в группе
Цели модуля
- Осознанность в выборе стратегии и стиля взаимодействия коммуникации
- Понимание индивидуальных особенностей людей и базовых коммуникационных потребностей
- Формирование персонального набора техник индивидуального подхода при взаимодействии с людьми
Развиваемые навыки
- Четкое донесение идей и информации
- Обратная связь
- Влияние и убеждение
День 1 | День 2 |
•Базовый лагерь. Оценка прогресса. Вопросы / ответы / обратная связь. Модуль 3 – настройка. | •Доведение информации – ловушки восприятия. Как облегчить восприятие и запоминание информации. |
•Контексты управленческой коммуникации. Типичные проблемы и ошибки коммуникации. Источники напряженности и конфликтогены. | •Эффективное письменные и устные сообщения. Информационное, убеждающее и мотивирующее сообщение. Презентационный практикум |
•Стили поведения и простая диагностика. Как понять базовые коммуникационные потребности людей. Персональные предпочтения и мотивация людей. Аргументация и убеждение. | •Обратная связь как важный лидерский инструмент. 4 типа обратной связи и их влияние на людей. Модели мотивирующей, корректирующей и развивающей обратной связи. |
•Коммуникация для достижения договоренностей. Выбор стратегии взаимодействия. Стиль «Уголь»: борьба / конфликт / подавление. Позиционный фокус. Стиль «Графит»: ассертивность vs агрессия. Фокус на интересах. Стиль «Алмаз»: истинное партнерство. Критерии партнерского взаимодействия. Фокус на ценности | •Работа в связке. Персональное планирование и обратная связь. Разбор экспедиции и извлеченные уроки. Следующие шаги. |
Вершина 4: гора Килиманджаро (Африка, Танзания) 5’895 м.
Команда – это результат вдумчивой, серьезной и целенаправленной работы лидера. Что нужно знать и уметь для создания сильной команды? Модуль даст ответы на эти вопросы и обеспечит руководителя полезными инструментами.
Цели модуля
- Освоить модель формирования высокоэффективной команды GRPI и инструменты развития команды для каждого из уровней модели
- Уметь формировать, оценивать, развивать, трансформировать команды для достижения целевых результатов
Развиваемые навыки
- Формирование команды
- Оценка команды
- Развитие команды
- Лидерство в команде
День 1 | День 2 |
•Базовый лагерь. Оценка прогресса. Вопросы / ответы / обратная связь. Модуль 4 – настройка. | •Роли в команде. Типичные проблемы с ролями в командах и их последствия для лидера. Типология ролей. Распределение задач в команде с учетом ролевых предпочтений. Кому следует и не следует поручать различные виды работ. Практикум взаимной обратной связи. |
•Мифы о командах. Команды в природе, спорте и бизнесе. Отличительные особенности и типы команд. Модель высокоэффективной команды. 4 уровня командного взаимодействия. | •Динамика развития группы. Ключевые командные процессы, их приоритетность для каждого этапа развития команды. Поиск возможностей для улучшения процессов в нашей команде. |
•Моделирование команды: Игра «Проект MOZO». Подготовка к проекту на основе модели GRPI, реализация проекта, анализ эффективности взаимодействия в команде. Привязка к реальности. | •Климат в команде. Пять дисфункций отношений в команде, способы оценки и коррекции. Диагностика дисфункций в нашей команде и план реализации изменений. |
•Штурмовой лагерь: Результаты опроса командной эффективности. Сильные стороны и области роста нашей команды. | •Штурмовой лагерь: формирование работающего плана по развитию команды и распределение ответственности. |
•Видение и цели как необходимое условие для формирование высокоэффективной команды. Обсуждение и выработка командного видения. Синемалогия. | •Разбор экспедиции и извлеченные уроки. Следующие шаги. • |
ОПРОСНИК GRPI. Оценка эффективности команды
- Опросник GRPI – практичный инструмент для оценки эффективности командного взаимодействия
- Заполняется анонимно до начала модуля всеми участниками
- Содержит разделы:
- Лидер
- Цели
- Роли и ресурсы
- Планы и процессы
- Коммуникация
- Климат и отношения
- Результаты опроса будут представлены группе в первый день модуля
- Опросник позволяет выявить сильные стороны, области роста команды и запланировать необходимые действия по развитию
Вершина 5: гора Денали (Мак-Кинли) (Северная Америка, Аляска, США) 6’190 м.
Одно из главных умений лидера – способность вдохновлять и мотивировать людей и группы, не прибегая к административной власти. Это центральная тема модуля.
Цели модуля
- Понимание классических и современных подходов к мотивации людей
- Умение диагностировать персональные мотивационные факторы
- Осознание лидерского ресурса по управлению мотивацией людей
Развиваемые навыки
- Диагностика персональных мотивационных факторов
- Мотивирующие управленческие действия
День 1 | День 2 |
•Базовый лагерь. Оценка прогресса. Вопросы / ответы / обратная связь. Модуль 5 – настройка. | •Вовлеченность и ее влияние на результаты бизнеса. Подходы к оценке вовлеченности. Три категории сотрудников по критериями вовлеченности. |
•Понятие мотивации. Классические и современные подходы к мотивации. Что стоит взять с собой лидеру. | •«Поток» как состояние максимальной вовлеченности и самоотдачи. Можно ли управлять «потоком»? Признаки и условия для формирования «потока» |
•Денежная мотивация. Преимущества и ограничения. Деньги на карте персональных мотиваторов. | •Штурмовой лагерь: оценка уровня вовлеченности, выявление проблемных зон |
•Мотивационные факторы и их оценка. Проблематизирующий кейс «Новый руководитель». Анализ кейса и выводы. Теория самодетерминации Райана и Деси: 4 кластера для поддержания высокого уровня мотивации | •Час истории: Истории о мотивации, силе духа, стойкости и вовлеченности. Формирование корпоративных «легенд» и их использование для управления мотивацией. |
•Штурмовой лагерь: идеи для управления мотивацией автономии, принадлежности, экспертизы, смыслов в организационных условиях вашей компании. | •Персональные лидерские обязательства. Разбор экспедиции и извлеченные уроки. Следующие шаги. |
Вершина 6: гора Аконкагуа (Южная Америка, Аргентина) 6’962 м.
Лидерство в бизнесе – всегда про результат, который достигается совместными усилиями лидера и команды
Цели модуля
- Понимание лидерских рычагов влияния на результативность
- Освоение ситуационного лидерства как системы влияния на достижения результата
Развиваемые навыки
- Планирование и расстановка приоритетов
- Постановка целей
- Делегирование
- Контроль исполнения
- Навыки коучинга
День 1 | День 2 |
•Базовый лагерь. Оценка прогресса. Вопросы / ответы / обратная связь. Модуль 6 – настройка. | •Корпоративные системы управления результативностью: цели, компетенции, ценности. Как вознаграждать лучших. Подходы к управлению сотрудниками с низкой результативностью. |
•Цикл PDCA как основа управления результатами. Инструменты планирования и организации: задачи, время, ресурсы, приоритеты. | •Развитие сотрудников как способ повышения результативности. Основные развивающие форматы. В чем суть менторинга. Ключевые принципы коучинга. |
•Постановка целей. Формулировка цели. Дерево целей: от стратегического видения к операционным показателям. Метод OKR (Цели и Ключевые результаты). Алгоритм постановки целей. | •Модели для коучинга. РОСТ (GROW) как основная рамка коучинга. Модель экспресс-коучинга «6 вопросов». Работа в связке: взаимный коучинг по реальным кейсам. |
•Ситуационное лидерство как система управления результативностью. Ключевые характеристики стилей матрицы ситуационного лидерства | •Штурмовой лагерь: внедрение коучинга и менторинга в организационную культуру Germes Group. |
•Делегирование. Кому, что и как делегировать. Баланс делегирования и контроля. Оценка собственных привычек по делегированию и постановка персональных целей. | •Разбор экспедиции и извлеченные уроки. Следующие шаги. |
Вершина 7: гора Эверест (Джомолунгма) (Азия, Непал / Китай) 8’848 м.
Современные модели лидерства называют энергию важнейшим ресурсом лидера. Завершающий модуль программы – о том, как поддерживать, восстанавливать и развивать персональный энергоресурс. Этот модуль может быть проведен в условиях реальной короткой экспедиции.
Цели модуля
- Понимание четырехуровневой энергосистемы человека
- Осознанное управление каждым из 4 энергетических уровней: физической, эмоциональной, ментальной и ценностной энергией
Развиваемые навыки
- Энергичность
- Жизнестойкость
- Осознанность
День 1 | День 2 |
•Источники энергии человека. Единая энергосистема: взаимосвязь 4 уровней энергии. Энергия как важное условие для лидерства | •Интеллектуальная энергия – критерии оценки. Качество решений: критическое мышление, психологические ловушки, оценка качества решений. Факторы, снижающие качество решений. Профилактика для поддержания высокой интеллектуальной активности. |
•Компоненты физической энергии. Питание, дыхание, движение. Практикумы регулирования физической энергии. •Циклы восстановления как обязательный элемент управления энергией. Как обеспечить удовольствие от работы и жизни без выгорания. •Целеполагание. Планирование и формирование полезных привычек для повышения личного физического энергоресурса | •Моя главная Цель. Видение •Ценности, которые поддерживают мое видение. Цели ближайшего периода – проектирование плана действий •Привычки на всех 4 уровнях, которые поддержат мои цели |
•Эмоциональная энергия. 4 квадрата эмоциональных состояний. •Стрессоустойчивость и жизнестойкость. Базовые техники. Эмоциональная профилактика. | •Анализ пройденного пути. Подведение итогов программы. Планирование следующих маршрутов. |
Форматы работы в программе "Семь вершин"

Базовый лагерь
Проводится перед началом каждого модуля с целью выработки плана и проверки подготовки каждого в команде экспедиции

Изучение маршрута

Обратная связь

Штурмовой лагерь
Мозговой штурм, совместное решение реальных вопросов в контексте лидерства в вашей компании

Экспедиция
Восхождение на выбранную вершину – освоение основной темы модуля

Связка
Работа в двойках или в тройках в ходе экспедиции

Час истории
История, книга или фильм, позволяющие глубже понять тему

Развбор экспедиции
Анализ достигнутых результатов и планирование необходимых изменений
Ведущие модульной программы

Владимир Беляев

Олег Кольчурин

Евгений Переплеснин

Ирина Шоль

Елена Брыкина

FORTEM - лидер рынка
объективной оценки и комплексного развития персонала
Каждые 7 дней
FORTEM успешно заканчивает проект по оценке или обучению
180+
ДОВОЛЬНЫХ КОМПАНИЙ-КЛИЕНТОВ
5000+
ОЦЕНЕННЫХ СОТРУДНИКОВ
19
СТРАН В ГЕОГРАФИИ ПРОЕКТОВ
7
МЕЖДУНАРОДНЫХ ПАРТНЕРОВ
Более 170 успешно выполненных проектов
